Шейна Эфрос (sheynefros) wrote,
Шейна Эфрос
sheynefros

≠Культурное обострение: Образ мыслителя≠

А вот, кстати, Рембрандт всегда испытывал особый интерес к образу мыслителя: ведь она органически соответствовала самому духу его творчества, его склонности к выражению глубоких душевных движений, психических состояний, как бы внезапных озарений разума. Иными словами, позволяла, как выражаются философы, представить чувственное в единстве с мысленным.

"Портрет ученого" 1631.


Перед зрителем—голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие мясистые руки выдают его плебейское происхождение. Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим столом, с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи, поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами. Это произведение — одна из первых попыток Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие. Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. Взгляд изображенного выдает состояние спокойного размышления и явно не гармонирует с его внешней оживленностью. Благодаря этому оказывается нарочитой его мимика и жестикуляция: поворот головы, движение губ, жест правой руки, которая кончила писать, но еще держит перо.
"Ученый в комнате с винтовой лестницей", 1632

Жизнь, посвященная изучению книг, размышлениям и праведным трудам, возможно, казалась Рембрандту особенно привлекательной по сравнению с собственной напряженной, но суетной, светской жизнью, на которую обречен модный художник. Дотошные знатоки обратили внимание, что винтовая лестница заимствована из книги по перспективе, написанной художником, знакомым Рембрандта. Лестница использована для создания композиционного эффекта: ее нижний изгиб фокусирует взгляд на погруженном в раздумья ученом, чья неподвижность резко контрастирует с рвением женщины, орудующей щипцами в камине.

«Ученый в кабинете», 1634 год



Для картины выбрана необычная и весьма живописная модель. В это время художник был знаком с богатым купцом Эйленбюрхом, и ему часто позировали евреи амстердамского гетто. Данный портрет прежде даже именовали «Раввин». Эффекты света, оставаясь мощными и впечатляющими, приобретают большую изысканность, а колорит картины - теплоту и благородство. Удивительным мастерством отличается и живописная манера: мазок кладется строго по форме, выявляя ее особенности. Художнику удается почти осязаемо передать мягкость желтоватой кожи рук уже состарившегося человека, гладкую поверхность книжного листа и рыхлую ткань скатерти.

Tags: Культурное-обострение
Subscribe
promo sheynefros february 3, 2015 19:01
Buy for 5 000 tokens
Вот говорят: прекрати стараться для тех, кому наплевать. И говорят: если человек не ценит, то время, что вы, бросив всё, уделяете ему, то не тратьте на него свою жизнь. Но грабли они такие грабли… А впрочем, хватит. И контрольный вопрос “знаете ли вы дорогу в Уганду” мне уже не нужен, если человек…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments